Транспортно-пересадочный узел Химки

Химки — один из главных городов-спутников, окружающих Москву. С начала 2000-х сюда активно переводятся производства, а в последнее десятилетие резко повысились темпы жилой и коммерческой застройки.

Железнодорожная станция, появившаяся в середине XIX века на пути из Москвы в Санкт-Петербург, все меньше отвечает современным запросам города.

Существующее железнодорожное полотно разрезает город на две части, а перпендикулярно проходящий ему канал им. Москвы, который был сооружен в 1930-е, только усугубляет разрывы в городской ткани.

Назначение: транспортно-пересадочный узел
Клиент: Администрация города Химки
Место: г. Химки, Московская область
Год: 2018
Площадь: 26 000 кв.м
Стадия: исследование, концепция
Архитекторы: Екатерина Арефьева, Евгений Морозов, Ксения Зверева, Татьяна Ан, Софья Масалова

Нагрузка на железнодорожную станцию «Химки» с каждым годом возрастает: это единственное место в правой части Химок, откуда жители каждый день могут добраться до Москвы. В связи с этим станция превратилась в конечную на маршрутах автобусов, и, подобно другим транспортным узлам, начала хаотично обрастать торговыми сооружениями.

Чтобы трансформировать пригородную станцию в полноценный транспортно-пересадочный узел (ТПУ), был разработан пространственно-функциональный блок, показывающий потенциальные возможности территории.

ТПУ «Химки» должен не только обладать высокой пропускной способностью, но и решать существующие городские проблемы: восстановить городскую связность и обеспечить баланс повседневных функций.  

Комплекс зданий работает как своеобразная скоба, соединяющая рыхлую городскую среду и упорядочивающая функции, которые уже существуют вокруг станции.

Реализация ТПУ «Химки» должна проходить поэтапно. На месте неотапливаемого перрона с навесом от дождя появляются здание вокзала и торговый центр, соединенные через крытый пассаж. Затем с обеих сторон железнодорожного полотна начинают формироваться многофункциональные здания, включающие центры обслуживания пассажиров, арендные площади, многоуровневую парковку.

Части комплекса соединяются существующим подземным переходом и надземным воздушным коридором, из которого на лифте можно спуститься на среднюю платформу. Существующая рядом с вокзалом станция автобусов с разворотными траекториями становится крытой площадкой, чтобы пассажирам было комфортно в любую погоду.

Благодаря торговым площадям жители могут удовлетворять свои повседневные потребности там, где бывают каждый день — покупать продукты, ходить в кафе, осуществлять мелкий ремонт.

Схема расположения зданий

Обновленный ТПУ «Химки» может стать точкой для перемен и улучшения качества городской среды: в перспективе город может усилить связь между ТПУ и каналом им. Москвы, превратив существующий непопулярный путь вдоль путей в прогулочный променад, ведущий к пляжу. Появление важных смысловых точек на пути человека позволит восстановить связность и насыщенность городской среды, размытую за последнее столетие.

Функциональная схема ТПУ