Музей AZ
На 2-й Тверской-Ямской улице в двухэтажном особняке с мансардой существует небольшой музей, посвящённый художнику Анатолию Звереву — легенде московского неофициального искусства 1960-х.
Музей начался в 2012 году как выставочный проект, сфокусированный на одном художнике. Сейчас интересы музея расширяются и переходят от одной фигуры к целому кругу художников-шестидесятников.
За семь лет музей превратился в важную культурную организацию: его просветительские цели требуют появления лектория и кинозала, а для экспонирования расширяющейся коллекции музею необходимы новые площади.
Место: г. Москва
Год: 2019
Площадь: 390 кв. м
Стадия: реализация
Архитекторы: Екатерина Арефьева, Евгений Морозов, Татьяна Ан, Ксения Зверева
Маленький особняк в исторической части города — часть фронта улицы, он зажат между соседними домами. Единственный возможный путь расширения — рост вверх. Самый простой вариант такого расширения — надстройка здания и привычное деление новой части на этажи.
Рассматривая музей как событие в жизни города, мы отказались от идеи обычного деления на одинаковые уровни — а вместе с ней и от традиционной «коробчатой» структуры, которая делится на фасад и интерьер. В качестве альтернативы появилась идея создать цельную структуру, которую нельзя разделить на отдельные элементы.
Новая часть здания — это пространство, которое не только решает задачи музея, но и сообщает городу о жизни внутри здания. Один объем помещается внутри другого: вокруг закрытого зала для кинопоказов и лекций выстраивается экспозиционное пространство, отделённое от города сетчатой полупрозрачной мембраной из металла. Прозрачность фасада-мембраны может регулироваться в зависимости от внутренних задач музея.
Двухуровневое пространство с кубом, помещенным в другой куб, задает новые экспозиционные сценарии и траектории движения: например, стены закрытого зала служат дополнительными повесочными плоскостями, за событиями внутри можно наблюдать через прозрачное окно, а вокруг куба с залом располагаются лестницы-пандусы, соединяющие существующую часть здания с открытой террасой на крыше.
Принципиальная непохожесть фасада на соседние здания и первые два этажа особняка — намеренный шаг: новый объем не мимикрирует под окружение, а существует как современный слой.