Музей AZ

О проекте

На 2-й Тверской-Ямской улице в двухэтажном особняке с мансардой существует небольшой музей, посвященный художнику Анатолию Звереву — легенде московского неофициального искусства 1960-х.

Музей начался в 2012 году как выставочный проект, посвященный одному художнику. Сейчас интересы музея расширяются и переходят от одной фигуры к целому кругу художников-шестидесятников.

За семь лет музей превратился в важную культурную организацию: его просветительские цели требуют появления лектория и кинозала, а для экспонирования расширяющейся коллекции музею необходимы новые площади.

  • Клиент: Музей AZ
  • Место: г. Москва, Россия
  • Год: 2019
  • Размер: 390 кв. м
  • Стадия: реализация
  • Архитекторы: Екатерина Арефьева, Ксения Зверева, Татьяна Ан, Евгений Морозов

Маленький особняк в исторической части города — часть фронта улицы, он зажат между соседними домами. Единственный возможный путь расширения — рост вверх. Самый простой вариант такого расширения — надстройка здания и привычное деление новой части на этажи.

Рассматривая музей как событие в жизни города, мы отказались от идеи обычного деления на одинаковые уровни — а вместе с ней и от традиционной «коробчатой» структуры, которая делится на фасад и интерьер. В качестве альтернативы появилась идея создать цельную структуру, которую нельзя разделить на отдельные элементы.

Новая часть здания — это пространство, которое не только решает задачи музея, но и сообщает городу о жизни внутри здания. Один объем помещается внутри другого: вокруг закрытого зала для кинопоказов и лекций выстраивается экспозиционное пространство, отделенное от города сетчатой полупрозрачной мембраной из металла. Прозрачность фасада-мембраны может регулироваться в зависимости от внутренних задач музея.

Двухуровневое пространство с кубом, помещенным в другой куб, задает новые экспозиционные сценарии и траектории движения: например, стены закрытого зала служат дополнительными повесочными плоскостями, за событиями внутри можно наблюдать через прозрачное окно, а вокруг куба с залом располагаются лестницы-пандусы, соединяющие существующую часть здания с открытой террасой на крыше.

Принципиальная непохожесть фасада на соседние здания и первые два этажа особняка — намеренный шаг: новый объем не мимикрирует под окружение, а существует как современный слой.